KAMWEB.RU - камчатский веб-креатив.
Статьи
О проекте
Участники
Статьи
Форум

Главная / Статьи / О ценах, ценностях и убогом дизайне

О ценах, ценностях и убогом дизайне

Случилось так, что статья, которую я написал в защиту "дешевого шаблоностроения", вызвала немало бурных эмоций (раскиданных также по разным форумам). Что интересно, наряду с дурацкими комментариями (типа "ничё не понял, какая-то лажа, ты не дизайнер и сайт твой отстойный") были и умные аргументированные отклики профессионалов-разработчиков и опытных заказчиков. Именно эти высказывания позволяют точно нащупать "мозоль, на которую я наступил".


Кого я в данном случае подразумеваю под "профессионалами"? Вовсе не того, кто назубок знает все теги и лучшие соотношения цветовой гаммы, или даже может за час написать свою CMS на последней версии PHP. Здесь я, например, близок к ламеру - я не знаю ни PHP, ни Perl’а, Java-скрипт "перевожу со словарем" и даже никак не удосужусь запомнить точно начальные теги html-документа (мне нравится мой WYSIWYG-редактор). Профессионал - это тот, для кого (как и для меня) создание сайтов является основным (или значительным) источником дохода.


Ага! Вот оно! Каждому понятно, что любой студент среднего ума и способностей, купив за 60 рублей пиратский диск "Все для создания сайта" и еще за столько же диск с полусотней готовых шаблонов сайтов, потратив месяц на штудирование книжек "HTML для чайников" и "Как написать сайт в FrontPage (Dreamweaver, GoLive:)", может состряпать работоспособный сайт. Еще через месяц этот студент научится убирать очевидные огрехи. А еще через месяц он скажет: "А что? Я могу написать для вас сайт. Несложный. Недорого".


С этого момента он становится конкурентом веб-студий. И конкурентом страшным, ибо, осознавая незначительность своих знаний, "веб-мастер ускоренного обучения" предлагает сайты простые и дешевые. Но так ли "страшен чёрт"?


Убежден и еще раз повторяю: рынок - это рынок, а не галерея шедевров (к сожалению). Если есть спрос на дешевые сайты, будет предложение. И наивно думать, что именно дешевые предложения создают этот спрос. Вспомните времена, когда компьютер стоил три-четыре тысячи долларов. Много ли было компьютеров у ваших знакомых? А в мелких и средних фирмах? А в госучреждениях? Когда я в те годы прикидывал, сколько при моей зарплате в 150 долларов (докризисных) надо копить на ПК минимальной комплектации, я утешал себя, что для дела не очень-то и надо, а поиграть я и на работе смогу.


Точно так же относится к сайтам множество предпринимателей, с которыми я знаком. "За сто купим, за тысячу - никогда". Бесполезно тут говорить о ценностях профессионального дизайна (кстати, кто сказал, что разработчики шаблонов - не профи?), удобстве сервиса обновления (часто ли нужно обновлять сайт-визитку?), хорошей раскрутке (для провинциального городка лучшая раскрутка - баннеры на сайтах обоих местных провайдеров) и т. п. Это тот слой заказчиков, который хочет дешево! А эксклюзивность дизайна его волнует в десятую очередь. Тут и выходят на сцену "беспринципные веб-дизайнеры", которые делают сайты дешево и шаблонно.


Прочитал тут замечательные силлогизмы в откликах. "Хорошо, что у нас мало беспринципных пекарей и слесарей" и "мой знакомый доктор мог бы аппендицит вырезать по дешевке, как клиент хочет". Почему силлогизмы? Да потому что сайт - виртуальный продукт, не имеющий прямого отношения к реальному миру. Если у фирмы будет простой и дешевый сайт, она, возможно, недополучит часть заказов (хотя и не факт). Но ни у кого не заболит живот, как от плохого хлеба, не ограбят квартиру, как при плохом замке, а уж тем более жизни ничто не будет угрожать - как в ситуации с аппендицитом.


Есть прибыль недополученная (когда вы запросили за сайт $1500, а заказчик нашел конкурента за $1400), а есть "никогда-бы-не-полученная" (когда вы хотите $1500, а заказчик ни за что не даст больше $300). И бесполезно шпынять и стыдить бедных студентов, которые демпингуют и отбиваю заказчиков у "серьезных студий". Никого они не отбивают! Если мне, как заказчику, дан бюджет в двести баксов на трехстраничный сайт ("О баре "Пиво и Вобла" города Мухогадска", "Режим работы", "Как проехать"), то мне все равно, что студия сделает за тысячу обалденный вступительный флэш-ролик, фантастический дизайн и раскрутит сайт так, что он будет в первых строках всех поисковиков. Ибо в Мухогадске все аж десять тыщ населения и так знают про наш бар, и сайт - скорее причуда хозяина, чем рекламная необходимость.


И если у меня, как заказчика, не будет исполнителя за двести баксов, то у меня ("да и черт с ним - жили и дальше проживем!") вообще не будет сайта. Меня вообще не будет в Интернете и я никогда не узнаю о его пользе для моего бизнеса. И, не начав с копеечного примитивного сайта, я не захочу (убедившись в полезности Интернета) заказать более серьезный, более функциональный сайт: да, уже за 1000 долларов.


Собственно, студия (5-6 человек обычно) не может брать за сайт дешево именно потому, что она студия - и кушать каждый студиец тоже хочет. Ну-ка, разделите 1000 на пять человек - вот и будут те пресловутые двести баксов. Просто "шаблонщик" - это мастер на все руки среднего (ну, хорошо, порой ниже среднего) уровня и все делает сам, а в студии каждый элемент проекта делает отдельный специалист (дизайн - дизайнер, текст - копирайтер, верстку - кодер и т. д.). И пусть студия, как правило, делает более качественные сайты, при необходимости в дешевом (читай - простом) сайте эта разница в качестве исчезающее мала.


Получается, серьезные студии - этакая "собака на сене", цены держат недоступные, а "шаблонщиков" обвиняют во всех смертных грехах? На самом деле - слава Богу, что есть цены на сайты "от 1000 и выше". Это своего рода "возможность карьерного роста" для начинающих веб-мастеров и раскаявшихся "бессовестных шаблонщиков".


Дешевые сайтописатели сами сейчас испытывают неприятности от "сверхдешевых" студентов и школьников, пишущих сайты за тысячу рублей (случай из моей собственной практики). Спасает от этой напасти только отсутствие у школьников вкуса, опыта и увлечение неотработанными сверхновыми технологиями (и вообще - кто будет разговаривать со школьниками?).


Несомненно, каждый прав по-своему. И я, вспоминая свои студенческие годы, не могу осуждать теперешних студентов за желание хоть как-то перехватить денег. Но я также понимаю негодование действительно серьезных команд, пишущих действительно замечательные сайты. Самое смешное, что как раз этим-то студиям ничего не грозит - на их продукцию всегда будет спрос у крупных компаний. Кстати, я тоже был бы счастлив продавать сайты за тысячу долларов и выше (при таких расценках, уверяю, все пробелы в потребных знаниях ликвидировал бы за пару месяцев!) - но где такие заказчики?! А переезжать ради них в Москву, простите, не хочется.


Таким образом, налицо очень сильное расслоение рынка - на "толстых" заказчиков, настроенных на серьезное присутствие в Интернете, и "тощих", которые вообще с трудом относятся к Сети, как к чему-то для них полезному. Поэтому, как я считаю, ситуация здесь стабильна и комфортна - целы почти все овцы и сыто большинство волков - и поводов для кликушества на тему "деградации Интернета" просто нет.


Источник: Максим Черноморченко Перейти
Опубликовано: 13.10.2005

© KAMWEB.RU - Камчатский веб-креатив
По вопросам содержания сайта,
а также размещения информации
пишите через веб-форму.